Полное погружение

Свой сегодняшний материал об истории компании, оказавшей большое влияние на развитие кино, нам хотелось бы сделать несколько отличным от предыдущих. Сама компания IMAX подталкивает нас к этому — ее кинотеатры существенно отличаются от обычных кинозалов, для съемки фильмов этого формата необходимы специальные камеры, а для демонстрации — особенные проекторы. Тем не менее массовое кино все чаще обращается к услугам «голубого гиганта». Поэтому мы решили поделить сегодняшнюю историю на две части: традиционно рассказать об истории, но ударение сделать на день сегодняшний и планы на будущее, тем более что в рамках «Дня IMAX», посвященного 11-летию работы компании в России, прошедшего недавно в Москве, нам удалось узнать много интересных подробностей.

Итак, что же такое IMAX? Прежде всего, это технология. Технология, выросшая из желания сделать мир кино еще более близким зрителю, буквально ощутимым каждым, кто сидит в кресле кинозала. Об усилении визуального воздействия на зрителя кинематографисты и инженеры начали задумываться практически на следующий день после знаменитого первого киносеанса братьев Люмьер. Легенда гласит, что первые зрители «Прибытия поезда» бросались из зала врассыпную, но даже если это и правда, то работал этот эффект недолго, поэтому с начала XX века инженеры работали над тем, чтобы зритель не переставал удивляться. Самым очевидным путем для развития казалось увеличение размера пленочного кадра (напомним, что стандартом для кино является пленка с шириной кадра 8, 16 и 35 миллиметров), однако испробованный компанией Fox 70-миллиметровый формат оказался нежизнеспособен и быстро ушел из употребления. Впоследствии многие компании и инженерные группы предлагали различные способы увеличения видимого пространства киноизображения с минимальными потерями для зрителя вплоть до гигантских панорамных экранов, на которые картина подавалась тремя синхронизированными проекторами (так называемая Cinerama). Однако все это сопровождалось дополнительными требованиями — громоздким оборудованием, сложной настройкой, специальным кинозалом, — но не становилось массовым продуктом.

Полное погружение

Прорыв случился в 1968 году, а его главным двигателем выступил канадский режиссер и изобретатель Роман Кройтор. Родившийся в 1926 году Кройтор свой первый фильм снял еще в конце сороковых, после этого последовала не только череда изысканий в творчестве, но и поиск особенных техник для того, чтобы режиссеры-последователи могли выразить свои мысли максимально точно и понятно зрителю. К середине 60-х Кройтор стал одним из самых ярких документалистов, заложивших основы жанра «рокументари», документальных фильмов о творчестве и жизни музыкантов. Сам по себе весьма творческий человек, Роман Кройтор в 1967 году на международной выставке в Монреале поразил зрителей многопроекторной инсталляцией «Лабиринт» — чередой залов, где стены менялись буквально на глазах посетителей. Следующим шагом стало основание в содружестве с другими канадскими режиссерами и изобретателями компании Multiscreen Corporation, места, где можно было заняться активными исследованиями на тему того, как сделать зрителя не посетителем кинозала, а частью происходящего на экране. Именно отсюда и берет свое начало IMAX.

Первая демонстрация возможностей новой технологии была произведена в 1970 году на международной выставке в Осаке. Способ, которым воспользовались Кройтер со товарищи для увеличения площади кадра, оказался одновременно простым и изящным. IMAX не просто использует 70-мм пленку, но и располагает на ней кадры не вертикально, как это принято в обычной киномеханике, а горизонтально, так что 70 мм — это высота кадра, а не ширина. Специально для нового формата инженер Уильям Шоу в 1970 году разработал проектор, который, впрочем, для широкого распространения требовал существенной доработки, ведь он был в десять раз больше обычного 35-миллиметрового кинопроектора. Однако это было лишь делом техники, главное, что первый 17-минутный фильм «Тигренок», созданный по технологии IMAX, произвел впечатление и на зрителей, и на своих создателей. Новая технология потребовала для себя и новых помещений — первый специализированный IMAX-кинотеатр открылся в Торонто в 1971 году, тогда же сформировались и основные принципы таких кинозалов: качество изображения позволяло приблизить зрительские места к гигантскому киноэкрану (стандартом считается соотношение 22х16 метров), дополнять эффект присутствия должен объемный звук, а комфорт достигался особыми полулежачими креслами.

Полное погружение
Кадр из фильма «Крылья отваги»

Не обошлось и без проблем. Довольно долго технология IMAX была уделом специализированных кинозалов — в планетариях, библиотеках, научных центрах. Дело в том, что с увеличением пленочного кадра увеличился и объем пленки, необходимый для записи фильма, технологии прошлого века не позволяли выпускать IMAX-картины длительностью более 40 минут, поэтому формат стал уделом документалистов и популяризаторов науки, зато силами этих энтузиастов камеры IMAX погрузились на дно океана, взошли на Эверест и отправились в космос. Одним из первых опытов выйти за рамки научных трудов к массовому зрителю стало применение технологии IMAX в концертном фильме группы Rolling Stones «At the Max» 1991 года, большие музыканты на огромном экране — это то, что не могло не впечатлить зрителя. Первым игровым драматическим фильмом, снятым в формате IMAX, стала в 1995 году 40-минутная короткометражка Жан-Жака Анно «Крылья отваги». Вышедший в 1999 году анимационный фильм нашего соотечественника Александра Петрова «Старик и море», снятый специально для IMAX-кинотеатров, стал годом спустя первой и пока единственной IMAX-картиной, отмеченной премией «Оскар».

Полное погружение
Кадр из мультфильма «Старик и море»

Позвольте, спросите вы, а что же тогда мы сейчас смотрим в кинозалах IMAX? Это следующий шаг в развитии технологии. Сложилось два важных технических усовершенствования: с одной стороны, проекторная техника с начала 2000-х стала позволять доводить длительность IMAX-фильмов до двух часов, с другой — в 2003 году появилась технология IMAX DMR — цифровой ремастеринг обычных картин, снятых в традиционной технике, в новый формат. Первой картиной, получившей вторую жизнь на гигантском экране IMAX, стала лента Рона Ховарда «Аполлон 13». Наиболее активно в направлении трансформирования картин в IMAX-формат работала студия Warner Bros. Сиквелы «Матрицы», третья часть поттерианы «Гарри Поттер и узник Азкабана», «Полярный экспресс» закрепили за IMAX-кинотеатрами звание мест, где кино раскрывается по-новому. «Экспресс» по сей день удерживает звание самого востребованного в IMAX-формате фильма — демонстрация его на гигантских экранах принесла четверть всех сборов картины.

Полное погружение
Кадр из фильма «Аполлон 13»

Долгое время полнометражные игровые развлекательные фильмы обходили стороной камеры IMAX, это чудо техники существенно больше и тяжелее, чем привычные 35-мм камеры, кроме того, они шумны, стоимость и обслуживание пленки для них существенно выше, а объема пленки для такой камеры хватает на съемку сцены длиной не более 2 минут. Тем не менее Кристофер Нолан во время подготовки к съемкам «Темного рыцаря» решил снять на специальные камеры некоторые из сцен картины, те, которые, по его словам, требовали особенного графического представления. Шесть эпизодов общей длительностью почти 30 минут открыли новую страницу IMAX-кинематографа. Годом позже 10 минут IMAX-съемок вошло в картину «Трансформеры: Месть падших» Майкла Бэя. Далее последовали «Миссия невыполнима: Протокол “Фантом”» (30 минут), «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (60 минут), «Стартрек: Возмездие» и «Голодные игры: И вспыхнет пламя». Новая работа Кристофера Нолана «Интерстеллар» будет содержать 60 минут съемок на обычную IMAX-камеру, а четвертые «Трансформеры» Майкла Бэя снимаются на 3D-IMAX-камеру.

Полное погружение
Кадр из фильма «Трансформеры: Эпоха истребления»

Вот мы и подошли к дню сегодняшнему. 2014 год будет насыщен яркими IMAX-релизами, к уже увидевшим экран «Джеку Райану», «300 спартанцев: Расцвет империи», «Первому мстителю: Другая война», «Ною» и «Новому Человеку-пауку 2» добавятся «Годзилла», «Малефисента», «Грань будущего», «Стражи галактики», «Хоббит: Битва пяти армий» и уже упомянутые «Трансформеры: Эпоха истребления» и «Интерстеллар». В следующем году формат поддержат седьмой эпизод «Звездных войн», вторая часть «Мстителей», четвертый фильм из серии «Парк Юрского периода» и седьмой «Форсаж». Российского зрителя в следующем году ждет второй после необыкновенно успешно выступившего в прокате по всему миру «Сталинграда» Федора Бондарчука отечественный релиз в формате IMAX — драматический триллер Николая Лебедева «Экипаж», который будет снят по мотивам одноименной картины Александра Митты 1979 года. Но не только фильмами прирастает компания IMAX, не останавливаются и технические изыскания. В 2015 году в одном из московских кинотеатров заработает первый в России зал с лазерной проекционной системой IMAX. Сеть кинотеатров «Формула Кино» станет первым партнером компании IMAX в России, подписавшим соглашение на установку революционной лазерной проекционной системы. Новая лазерная проекционная система позволит воспроизводить на гигантских экранах IMAX самый непревзойденный цифровой контент, обеспечивая еще более яркое и четкое изображение, более широкий спектр цветов и более глубокие оттенки черного.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий