Отфестивалились

В разговорах про ММКФ принято сетовать на скромность его конкурсной программы по сравнению с большими европейскими собратьями — Каннским, Венецианским и Берлинским. Но, несмотря на определенную местечковость, даже противникам фестиваля становится все сложнее не замечать его локального значения. Не зря президент кинофорума Никита Михалков зачитывает на пресс-конференциях триумфальные цифры продаж билетов.

Царивший на этот раз ажиотаж был прекрасно проиллюстрирован на показе новой картины Жан-Люка Годара «Прощай, речь»: главный зал «Октября» на 1500 мест не смог вместить всех желающих. Аккредитованные журналисты тщетно штурмовали балконы на манер автобусов в час пик, а припозднившиеся обладатели билетов с жалобными криками прорывались к дверям, держа заветную бумажку высоко над головами. Если это не успех серьезного, непопкорнового кино, то что?

Отфестивалились
Кадр из фильма «Прощай, речь»

В традиционно сильной внеконкурсной программе можно было посмотреть победившую в Каннах «Зимнюю спячку» Нури Бильге Джейлана и оставшуюся там без призов (по мнению большинства критиков, крайне незаслуженно) картину братьев Дарденн «Два дня, одна ночь». Документальный фильм великого немца Вима Вендерса про бразильского фотографа Себастьяна Сальгадо уже упомянутого Годара, «Зал Джимми» британского классика Кена Лоуча и даже, в качестве остроумного контраста, четвертых «Трансформеров».

Отфестивалились
Кадр из фильма «Да и да»

Из конкурсных же работ больше всего шуму наделала «Да и да» Валерии Гай Германики, получившая впоследствии приз за лучшую режиссуру. Одна из главных авторов современного отечественного кино осталась верна себе. История юной школьной учительницы (Агния Кузнецова), полюбившей сильно пьющего молодого художника (Александр Горчилин), ожидаемо бьет с экрана живыми, грубоватыми и порой нескладными диалогами и некоторыми прозаическими проявлениями телесности (в одном из эпизодов фигурирует банка с мочой). Рецензенты (даже ругающие) поголовно сходятся в том, что это безусловный шаг вперед, так что всех поклонников режиссера с началом проката ждет праздник, а тем, кто по каким-либо причинам не переносит на экране живых людей и их повседневную речь (хотя согласно новым законам для проката картина и будет переозвучена без мата), новое кино Германики не рекомендуется еще сильнее прежнего.

Отфестивалились
Кадр из фильма «Хардкор диско»

Другим важным пунктом конкурсной программы стал «Хардкор диско» польского дебютанта Кшиштофа Сконечного — экспериментальное и злое кино, в чем-то даже притча о конфликте поколений с убийствами, клиповыми кусками и совершенно амбивалентной моралью. Нельзя было пройти и мимо «Самого опасного человека» Антона Корбайна («Контроль», «Американец»). Тут и крепкая сюжетная составляющая шпионского романа Джона ле Карре, и последний выход выдающегося артиста Филипа Сеймура Хоффмана, и наш соотечественник Григорий Добрыгин в одной из центральных ролей.

Отфестивалились
Кадр из фильма «Мой мужчина»

Однако фаворитом жюри во главе с Глебом Панфиловым стала японская картина «Мой мужчина», получившая помимо «Золотого Георгия» еще и премию за лучшую мужскую роль Таданобу Асано. Это красиво снятая история осиротевшей в результате стихийного бедствия девочки и приютившего ее молодого мужчины. С годами номинальная дочь начинает видеть в новом отце не только умозрительный мужской идеал, но и самый настоящий объект желания. Очевидные набоковские мотивы здесь играючи наслаиваются на почти детективную историю и экзотические для российского глаза бытовые детали, но, что бы там ни было, со стороны выбор лауреата ММКФ все равно кажется излишне реакционным. По нынешним фестивальным меркам работа режиссера Кадзуеси Кумакири выглядит уж слишком обыденно. Прокатные планы картины в России пока туманны, и, к сожалению, это не то чтобы новость. В отличие от большинства мировых киносмотров, победители ММКФ крайне редко доходят до широкого зрителя. Вот и думай потом, это у жюри такой экстравагантный вкус или мы чего-то не понимаем?

Призы и победители:

Лучший фильм — «Мой мужчина» режиссер Кадзуёси Кумакири

Приз зрительских симпатий — «Белый ягель» режиссер Владимир Тумаев

Приз за лучшую режиссуру — Валерия Гай Германика «Да и да»

Приз за лучшую мужскую роль — Таданобу Асано

Приз за лучшую женскую роль — Наталка Половинка «Братья. Последняя исповедь» режиссер Виктория Трофименко

Лучший короткометражный фильм — «Четырнадцать шагов» Режиссер Максим Шавкин

Лучший документальный фильм — «Глубокая любовь» режиссер Ян Матушинский

Специальный приз жюри — «Свет моих очей» Мелик Сарачоглу, Хакки Куртулуш

Премию им. Станиславского «Верю!» — Инна Чурикова

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий