Поднебесная в Москве

На XXXVI ММКФ, видимо, в честь укрепления отношений между Россией и Китаем есть целая отдельная программа, посвященная современному китайскому кино, и — о чудо! — это не унылые драмы о любви свинарки и пастуха (к Партии), а в большинстве своем динамичные мейнстримные развлекательные картины, на которых не помешало бы поучиться российским кинематографистам. Борис Хохлов рассказывает о фильмах, которые в нее вошли, и рекомендует лучшее.

Американская мечта в Китае (2012, Китай)

Поднебесная в Москве
Кадр из фильма «Американская мечта»

В материковом Китае эта картина стала одним из кассовых рекордсменов прошлого года, заработав 87 с лишним миллионов долларов (американских!). На родине «Американская мечта» уже давно вышла на видео, но почему-то осталась без английских субтитров, так что это единственный фильм программы, который мы не посмотрели заранее. Тем не менее в пользу того, что это сделать надо, говорит очень многое, взять хотя бы режиссера Питера Чана. Он был одним из главных реформаторов гонконгского кино в 90-е и снял множество прекрасных картин самых разных жанров — от комедий и мелодрам до мюзиклов, хорроров и исторических боевиков. Пожалуй, самые известные его картины последнего времени — «Уся» с Донни Йеном и «Полководцы» с Джетом Ли, в отличие от них, «Американская мечта в Китае» — разговорная трагикомедия о трех друзьях, которые открывают небольшой бизнес по изучению английского языка. Постепенно становящийся очень большим.

Белый яд (2013, Гонконг)

Поднебесная в Москве
Кадр из фильма «Белый яд»

Бенни Чан, режиссер этого олдскульного боевика, сильно напоминающего осовремененную версию «Пули в голове» (1990) Джона Ву, работает в гонконгском кино с начала девяностых. Его дебютный фильм «Мгновение любви» (1990) считается одним из главных романтических боевиков своего времени, и в дальнейшем Чан с выбранного пути не сворачивал — только экшен-романтика! Фильмы Чана — всегда дорогие, зрелищные, эффектные боевики с главными актерами Гонконга, не исключение и «Белый яд», рассказывающий о трех полицейских под прикрытием, которых судьба развела в разные стороны после неудачной операции в Таиланде. Спустя годы им приходится вновь объединить силы, забыв о прежних разногласиях. Шумно, не очень умно, часто излишне пафосно, но по-гонконгски забористо.

Оценка 7/10

Огненная буря (2013, Китай — Гонконг)

Поднебесная в Москве
Кадр из фильма «Огненная буря»

Для китайского проката «Огненная буря» — фильм в каком-то смысле переломный. Дело в том, что в материковом кино действует четкий кодекс, который испокон веков более продвинутый в плане кино Гонконг игнорировал. Так, привидений не существует (об этом позже), а полицейские могут быть только супергероями без страха и упрека, права на сомнения и моральную неустойчивость они не имеют (из-за чего «Полицейская история 2013» оказалась весьма жалким зрелищем). Так вот, «Огненная буря» сделана в Гонконге, но для материкового проката, и главный герой в ней — полицейский, — как ни странно, отнюдь не супермен. Дабы не спойлерить фильм, на этом остановимся, но заметим, что традиционное противостояние полицейского отряда и группы грабителей в картине постепенно размывает границы между черным и белым, хотя в финале все-таки чувствуется рука цензоров. Зато здесь есть нестареющий Энди Лау в главной роли и бюджет на экшен в 20 миллионов (в американской валюте). Материковые зрители ахнули и принесли в кинотеатры 56 миллионов. Правильный выбор.

Оценка 8/10

Ночной кошмар (2012, Китай)

Поднебесная в Москве
Кадр из фильма «Ночной кошмар»

Как уже было сказано выше, партийные цензоры запрещают снимать кино о привидениях — при том, что материковые зрители очень такое кино любят. Из очевидной патовой ситуации китайские киношники выходят двумя способами — восемьдесят минут пугают нечистью, как будто это обычный ужастик, а в конце выдают приземленное объяснение тому, что мы видели (злой умысел или просто глюки больного разума). Это необходимое вступление к «Ночному кошмару», который снимал гонконгский мастер триллеров и хорроров Герман Яу, но снимал для материка, поэтому работал в тесных рамках цензуры. Если сделать на это скидку, то фильм даже, наверное, неплохой — где надо пугает, интригует. По крайней мере, он заметно лучше, чем подавляющее большинство чисто китайских «хорроров».

Оценка 5/10

Однажды в Шанхае (2014, Гонконг)

Поднебесная в Москве
Кадр из фильма «Однажды в Шанхае»

После завершения «Великого мастера» и перед тем, как заняться «Крадущимся тигром, затаившимся драконом 2», легендарный режиссер и экшен-хореограф Юэнь Ву-Пин помог с поединками постановщику Вонгу Чинг-По — между прочим, три года назад получившему награду ММКФ за лучшую режиссуру с «Местью: Историей любви». «Однажды в Шанхае», впрочем, ни на какие призы не претендует — это очень простой, даже простецкий ретробоевик, в который раз переносящий на экран историю Ма Юн-Цзина — деревенского паренька, влезшего в серьезные гангстерские разборки. Один из самых серьезных промахов фильма — Филлип Нг в главной роли, прекрасный кинобоец, но довольно слабый актер, которому совсем не идет его роль. Зато Энди Он в роли главного «антигероя» картины донельзя харизматичен. В жизни Нг и Он — лучшие друзья, и это чувствуется по фильму, будь то разговорные сцены или поединки. Которые здесь, как и следовало ожидать, не менее чем великолепны.

Оценка 7/10

Школа безумных танцев (2013, Гонконг)

Поднебесная в Москве
Кадр из фильма «Школа безумных танцев»

Эпидемия данс-комедий во всем мире потихоньку сходит на нет, новые клоны «Шага вперед» уже не собирают десятки миллионов, так что гонконгцы со своей «Школой безумных танцев» немного запоздали, но, надо отдать им должное, в общем зачете выступили совсем не позорно. Больше всего танцевальная комедия «Школа безумных танцев» напоминает картины Стивена Чоу — в ней сочетаются абсурдный юмор, танцы, романтика, молодежная проблематика и, как ни странно, кунгфу. Получается очень задорно и свежо, хотя, конечно, ничего нового постановщик Адам Вонг в жанр толком не привнес. Зато подарил гонконгскому кинематографу пару новых звезд — Черри Нган в главной роли очень обаятельна, а Бэбиджон Чой, сыгравший главную мужскую роль, даже получил приз гонконгской киноакадемии как лучший новый актер.

Оценка 7/10

Черный уголь, тонкий лед (2014, Китай)

Поднебесная в Москве
Кадр из фильма «Черный уголь, тонкий лед»

Самый «артхаусный» и «фестивальный» фильм программы, оказавшийся на слуху после его триумфа на Берлинском кинофестивале — там наградили и саму картину, и исполнившего главную роль Ляо Фана. Фан играет здесь провинциального полицейского, который после неудачного задержания вылетает из органов и спивается. Но спустя пять лет после этой истории вновь набредает на «хвост» от того преступления, которое ему так и не удалось раскрыть, и ключом к нему может стать прекрасная прачка в исполнении замечательной тайваньской актрисы Гвай Лун-Мей. Частично «соцдетектив», напоминающий советские фильмы о следователях, частично фильм-нуар, частично «кимкидуковская» черная комедия мрачного абсурда, кино это непростое, но, на вкус автора этих строк, все-таки «дутое». Хотя это как раз тот случай, когда лучше проверить самому — все-таки две награды Берлинского кинофестиваля за что попало не дают.

Оценка 7/10

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий