Кинотавр-2014

В Сочи идет юбилейный, 25-й «Кинотавр». Наш специальный корреспондент рассказывает о самых любопытных фильмах из числа показанных.

«Мы с Тамарой ходим парой» — это, конечно, про фильмы «Комбинат “Надежда”» и «Еще один год». Фильмы Натальи Мещаниновой и Оксаны Бычковой рука об руку съездили на фестиваль в Роттердам, а теперь в один день дали свои российские премьеры на «Кинотавре». У них действительно много общего (и даже один и тот же сценарист — Любовь Мульменко), но при этом по градусу они совершенно противоположные друг другу. Главное же, что объединяет эти фильмы, это совершенно нестыдный и максимально честный срез российской действительности.

«Комбинат «Надежда»» питчевался на предыдущих «Кинотаврах» и искал финансовую поддержку у Фонда кино. Картине было отказано ввиду ее «антипатриотичности». Но на самом деле с любовью к Родине в фильме дело обстоит не так четко и однобоко, как кажется чиновникам. Подростки, живущие в Норильске, самом экологически грязном городе России, не испытывают ненависти к родному городу. 17-летние Света и Надя (уменьшительно-ласкательное от Надежды, надо заметить), главные героини фильма, ищут возможности побега из индустриального места, потому что их будущее в Норильске предопределено. Впереди их ждут лишь пьянки с примитивными молодыми людьми, малооплачиваемая, неинтересная работа и неизбежные проблемы со здоровьем.

Кинотавр-2014
Кадр из фильма «Комбинат «Надежда»»

Драмы о безысходности жизни в российской глубинке стали общим местом в кино, но у Мещаниновой получилась очень четкая, пронзительная, социально ответственная картина с налетом документальности и драматическим финалом. Символизм здесь достаточно прямой, как следует уже из названия: Надеждинский металлургический завод и полнейшая безнадега вокруг. Это такое идеальное зеркало, в которое можно заглянуть и ужаснуться собственной кривой роже. По ощущению похоже на работы братьев Дарденн или Ульриха Зайдля — то есть, уровень погружения в реальность достаточно высок. И самая грустная сцена здесь — это самодеятельное выступление коллектива с песней, посвященной родному городу. Когда певец выводит дрожащим голосом строчки «Город-сказка Норильск, город снежных просторов», реакция и эмоции зрителя могут быть самые разные.

Что же до «Еще одного года», то Оксана Бычкова («Питер ФМ») пересняла советскую классику времен застоя «С любимыми не расставайтесь», перенеся действие в наше время, в среду московской продвинутой тусовки, так называемых хипстеров. Егор и Женя Комаровы — молодожены, брак которых постепенно распадается. Она интересуется культурой, ходит на модные концерты одевается в яркие цвета. Он не может досмотреть фильм Кесьлевского, зарабатывает частным извозом по ночам и носит темные пуховики — то есть такой же, как и 90 процентов мужчин в нашей стране. Нежелание Егора развиваться и двигаться дальше, расширять свои горизонты становится непреодолимой проблемой для пары. Они подают документы на развод, хихикая и дурачась, — дело-то молодое, не сошлись характерами, бывает.

Кинотавр-2014
Кадр из фильма «Еще один год»

Распад браков и семей — проблема крайне насущная для современной России, число разводов доходит чуть ли не до 60 процентов и все больше растет. Но картина у Бычковой получилась довольно светлой и ненадрывной — возможно, благодаря прекрасной актерской работе дебютантки Надежды Лумповой. Ее свежее и интеллигентное лицо украшает картину и добавляет симпатии к героине. В целом фильм неидеален, местами затянут и не всегда может определиться, ромком он или же драма, но смотрится бодро и приятно, несмотря на свою тему.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий